Old Ape (andreybar) wrote,
Old Ape
andreybar

Categories:

Рождественские сказки.



Ну сегодня день Рождества, который отмечается сегодня вечером в Западном мире и это время рассказать вам детки несколько сказок про эту историю, которые быть может вы и не знали.
Я как вы вероятно знаете - атеист, однако мой атеизм не идет так далеко что бы отрицать праздники. Я бы не стал стоять рядом с теми атеистами, которые через суды борются с появлением сцен рождения Христа на публичных площадях. Глупости все это. Я просто не верю что Христос, даже если он когда существовал был сверхестественным существом, которое спасет нас от мучений после смерти. И это все. Однако сама сказка мне нравится и разные ее версии (о, да, у нее много версий) вызывают любопытство и интерес. То что вы видите на фотографии сверху - это сцену нативити (то есть рождения) я поставил у себя дома на кухне. И для вас может быть интересен вопрос что это тут так нарисовано, особенно если вы из той гряды поколения которое как и я получили здоровую порцию коммунистического атеизма и вероятно не очень то осведомлены с данной историей. И даже сли вы склоняетесь к тому что пора бы бежать в церковь или храм или какое другое место молитвы (включая мечеть или синагогу) вы может не знаете многих интересных деталей. Я не знал когда-то.

История, которую вы видите на моем столе на самом деле не православная, а католическая и тут важно понимать, что хотя христианство одно и... по большей части Православие произошло от католицизма (хотя тут есть мнение, что произошел раздел, но я все-таки не стал бы так утверждать. Православие для меня по большей части это секта той Христианства, то есть отделение от католицизма, только раннее). Спорьте сколько хотите - мне все равно.

Однако не сомненно это заметно и сильно и в этом вопросе, как сцена - картина по сути - рождения Христа.

Хотя эта тема вроде бы центральная в Христианстве - Рождение спасителя, сама сцена не так что бы уж и популярна в русском православии, как и праздник. То что я наблюдал своими глазами в центре Кремля на 7-декабря 1996 года, когда мне там удалось побывать привело меня к выводу что либо эти люди не знаю что такое праздник либо это что-то что бы я никак не мог назвать праздником. На мой взгляд Пасху в России справляют куда веселее, хотя повод кажется куда более трагичным.

Впрочем тут дело вкуса.

Нет нет сомнения, что сцены нативити по православному образу существуют в большом количестве. Вот пример Андрея Рублева.



Однако они различаются персонажами и... даже сама православная церковь сегодня часто склоняется к презентации этого события католическими авторами, чем свои собственными (то есть традиционно русской иконографией). Взять пример Православный Просветитель - издание архиепископа Тобольского и Тюменского.

Это вот ссылка. После единственно примера иконы идут довольно обширные иллюстрации западно европейских художников. Видимо кажутся более реалистичными... Да? Иначе зачем?

Вот тут можно найти больший список православных икон (ссылка) с соответствующими отличиями. Найдем?

Кто знает кто тут изображен и может наименовать изображенные лица? Начнем с католического варианта.

Естественно на композиции представлены Христос - младенец в колыбели. Это его событие. Однако как именно изображается Христос - разное. Присмотримся к католической скульптурке - он в колыбели. Что, если следовать свидетельствам считающимися святыми маловероятно. Согласно евангелическим библейским историям Матвея и Луки (б куда более подробно у Луки по этому вопросу), которые описали рождение Христа рождение Бога произошло скорее всего не в самом удобном месте - в хлеву.

При этом не говорится точно - где, но можно догадаться. Не все догадались однако.



Типичное изображение на православной иконе - ящикоборазная конструкция. Заметим свойственное православной графике взрослое или большое изображение Христа. Внизу он даже сидит в ванной (уже сидит!) и ... у него даже видны мышцы груди. Совсем не младенец, скажу я вам.

Фундаментальное отличие католических и православных изображений состоит в том, как изображается место, где произошло рождение Христа.

И так первый вопрос что за место и что за колыбель.

Синоидальный перевод библии сообщает: "и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лука 2-7). Это все, что сообщается.

В гостинице не было места, она родила Его и положила в ясли. "Ясли" к вашему сведению это кормушка для кормления скотины. Однако нигде него говорится, что это был именно хлев. Просто это была естественная мысль того времени - так как хлев на самом деле более приспособлен для рождения детей (и домашних животных) наличием сена например и вообще там постоянно происходят роды, пусть животных, однако вероятно и людей - тех кто не мог себе позволить гостиниц.

Однако сколько бы икон русских мы бы не посмотрели - никакой конструкции хлева мы не обнаружим. Традиция иконографии изображать место рождения как пещеру.



Западная традиция однако дошла до идеи сооружения с крышей, часто бревенчатой, в более аллегорической форме даже с колоннами как в римском дворце.


Чаще всего это если не сама гостиница, то пристройка к ней. Русский вариант - пещера в горах или какой пустыне. Выглядит это вам городом? А тем не менее это город. Вифлеем. Так что православному варианту на это минус.

Наличие яслей только и указывает на то, что дело происходило в хлеву. Два грустных (видимо голодных) животных, которых обычно кормили из этих яслей смотрят на православных иконах в ясли.

Какие это животные, описания которых, заметим нет в библии, и следовательно которые фантазия авторов - обычно это рогатое животное (считается как правило что это вол) и осел. Вы думаете, что эти животные случайно тут оказались? Не знаю почему именно вол, а не скажем, корова. Но так говорят. Что касается осла, то возможно тут придумывается другая история - это средство транспорта, на котором парочка прибыла в Вифлеем. Или вол, который так же мог бы средством транспорта, обычным в то время и парковавшимся в гостиницах, точнее в хлевах при гостиницах. Так что это не коровник, а гараж, говоря современными словами.

Следующие герои сцены - это волхвы или маги, которые так же часто именуются королями. Они, согласно уже не Луке, а Матвею (глава 2) оказались на этом событии. Сможете определить какие из присутствующих скульптурных моделей на верхнем снимке относятся к этой категории?

История с этими людьми интересная сама по себе, хотя бы их загадочное происхождение и последующее такое же загадочное исчезновение. Тут много места для самых разнообразных конспиративных историй. Различные русские источники именуют их по разному (волхвы и звездочеты), в то время как английские источники говорят о королях и магах.
Хотя ничего сама библия не говорит раскрывающего о их точной природе или занятости, а названия происходят от неточности понимающих историю по разному переводчиков. Не известно даже сколько их.

Обычная традиция (как в православии, так и католицизме) говорит о том, что их было 3. Однако это количество происходит от того как Матвей описал подарки ими данные Христу - которых было три категории - это золото, лаванда и смирна. Все это были высшие сокровища того времени, однако с разным смыслом. От того что подарки были трех видов, читатели обычно заключали, что их было 3. Им даже давали имена - греческие, латинские и еврейские в разных традициях разные.

Апокрифические евангелия дают им имена Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Не все однако признают это. Есть варианты (и как мне представляется в моей скульптурной композиции и четвертый маг), а так же армяне искренне полагают что их было... 12.

Более поздние западные варианты предполагают, что одни из них был негр, хотя и царь. На скульптурах их можно различить по могучим чалмам-коронам.



Различие так же в том какие животные по мнение художников использовались в транспортировке магов. Русские версии - лошади. Видимо русские люди не подозревали о транспортных возможностях верблюдов. Однако западная традиция достаточно прочно стоит на идее, что это были верблюды. Ну... чаще всего.



Таким образом, как мы видим, религиозная картина Рождества включает в себя верблюдов, ослов, волов, овец (которые попали вместе с пастухами, про которых упомянул Лука) и соотвественно ангела... который с ними говорил. И пальмы.

Иногда целые войска Ирода..


Праздник более светский и который можно гулять даже правоверным евреям - это тот, на котором Дед Мороз и зайцы, елки и подарки и никакого отношения не имеющий к рождеству Христа Гринч. Впрочем Дед Мороз и Санта Клаус так же не имеют никакого отношения к событию.

Интересной особенностью православной традиции состоит в появлении... нянечки, которая омывает Христа. Этот мотив полностью отсутствует в западной истории. В реальности, он так же не поощряется канонами и православия, так как такой личности нет в Библии, а только в апокрифической литературе, часто даже не признаваемой официальной церковью, но так уж устроена графическая традиция, однажды попав туда образ более не выкидывается, как Гринч, однажды изобретенный более не забывается.

Имя ее Саломея. Это повитуха, то есть та женщина которая присутствовала и помогала при родах.

Апокрифические источники идут так далеко, что рассказывают, что именно Соломея была тем авторитетным источником, который установил невинность (девственность) Марии.



Как все в этой истории эта часть сюжета запутана окончательно. Однако очевидно, что в моей скульптурной композиции этот персонаж отсутствует. Как и второй "служанки" по имени Гелома.

Наиболее авторитетные источники, руководства по иконографии и католическое и православное утверждают, что эти фигуры НЕ должны изображаться на сценах рождения Христа. И тем не менее они там есть. На многих. Чаще на русских ввиду авторитета Рублева вероятно.

Однако по мнению христианских авторитетов разного ранга Мария рождала Христа без всякой боли и трудов и поэтому в услугах повивальных бабок не нуждалась. То есть акт был совсем духовным, чем биологическим.

Протоевангилие Иакова (не вошедшее в Библию) расписывает подробности проверки девственности Марии после родов. (на которые повитуха опоздала вообще). Она протянула палец и проверила девственность Марии. Что она установила и ... получила "там" поражение руки, рука стала отниматься. Однако по совету ангела она взяла младенца Исуса на руки и исцелилась.

именно история апокрифического Евангелие больше всего и изображается на русских иконах, а не библейская версия. Почему? Помимо присуствия Саломеи, о которой в Библии нет ни слова именно там идет речь о пещере, которую всегда изображают русские иконописцы. Таким образом католическая версия основана на большем приближении к Библии, к торой говорится о гостинице и городе и поэтому хлеве при гостинице. В то время как русская версия всегда говорит о пещере, которая только и описывается не признанной ни православием ни католицизмом апокрифическом протоевангелии Иакова.

Ну ладно хватит печатать все равно читать никто не будет. Пошел выпью рюмочку за новорожденного.
Tags: 440... Библейские чтения и другие душесп
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments