Old Ape (andreybar) wrote,
Old Ape
andreybar

Categories:

Болгарский след Георгиевского гомункулуса.

+
19-й век

Изображения юноши (или девушки), сидящей на коне позади Георгия встречаются во многих восточных ветках христианства. Его можно найти у армян и грузин, на Крите и у греков или арабов-христиан (как на изображении вверху) . Они даже были в представлены в отдельных образцах так называемого "рыцарского искусства", западного происхождения... например эта икона

+
из частной коллекции (поздний 11-век)

Источник

Однако, более всего гомункулусов встречается именно у болгар. Почему? Я могу только гадать, но есть некоторые соображения и теории. О них сегодня и речь. Источники я беру вполне научные, а домыслы - мои.

С образом юноши, сидящим на коне позади Георгия связана легенда и мне известно по крайней мере три разных варианта. Хотя все имеют чем-то схожие черты, что указывает на общность происхождения, но в то же время они остаются разными в деталях и географически и исторически разнесены по времени. Одна из них, хранящаяся по некоторым данным в библиотеке святого Синода в Москве (манускрипт от 1028 года, написанный монахом Теофаном) гласит о событиях нападения на страну под название Пафлагония, которая в то время было вероятно королевством в составе или союзничестве в Византийской Империей. Там в Пафлагонии был культ Святого Георгия и стоял храм, ему посвященный. В нем служил мальчик, по имени также Георгий. Враги напали на город и церковь. Убили почти всех, а юноша попал в плен, потому что был он очень красивый.

Тут я остановлюсь и расскажу разные версии. В Критской версии нападавшие были арабские пираты, то же в Греческой - там просто были арабы - империя какого-то царя.. Однако в Пафлагонской версии (там были как бы тоже греческие колонии, но население было разное) главная теория нападавших была - Болгары. Ну и скифы и венгры. И все-таки болгарская версия может быть преобладала, поскольку война между Византией и Болгаров продолжалась около 100 лет.
Следует сказать. что в 10-м веке Болгария была очень крутой и была одной из главных сил это района. Они создали империю и царей и вели успешные захватнические войны.


Тут изображается победоносное сражение болгар против византийцев в 917 году. Король Симеон (Болгария) наказал правителя Константинополя, за то, что тот отказался платить ему дань, которую предыдущий император платил. Симеон собирался тогда просто захватить Константинополь (а кто не хотел?). Византийцы поняли свою ошибку и предлагали все возможные уступки, включая женитьбу императора Византии на болгарине, но тем было мало. В этой битве погибло около 100 000 человек, что было одной из самых кровавых того времени. Скелеты покрывали место битвы даже после 75 лет, согласно историкам.
Короче, что я скажу - болгаре были плохими в то время и их успокоили еще более плохие ребята - русы. Впрочем, византийцы платили всем - сербам и хорватам что бы те досаждали болгарам с полстолетия. Но все таки киевляне были те, кто в 969 так дали по шапке болгарам, что с тех пор те были очень мирные и в 971 году византийцы наконец-то стали громить Болгарию и через полстолетия полностью уничтожили Болгарскую империю. Тем пришлось создавать другую еще через сто лет, когда там и появился мотив в иконографии, о котором идет речь.

И так, возвращаемся от исторических событий к мифическим. Болгаре напали на королевство Пафлагония.

Убив всех, кого они не могли захватить и кто не сбежал, Болгаре отступили обратно к себе, унося с собой юношу по имени Георгий, названного так в честь своего покровителя и святого - нашего знакомого Георгия, который кстати уже убил дракона (или нет?). Но который несомненно был убит и вознесся на небо лет 500 с лишним до этого.
Жизнь пленного была ... разной. То что он подавал вино самому царю болгарскому изображается на нескольких иконах, как на этой - известно.

+

Известно и другое - его приняли ко двору за красоту. Вы простите... но. История та же самая, что и с Зевсом. Во всех историях, будь то арабский царь или болгарский - не важно. Ключевой момент состоит в том что он подавал вино (что не характерно для арабов) и ... был принят лично царем и ко двору по причине его физической привлекательности. Дальше, как говорится история не для детей.

Родители мальчика (по одной версии они царского происхождения, по другой - у него только мать, вдова, отец погиб в войне с теми же болгарами) неустанно молились святому георгию о помощи. Сам мальчик тоже. Каждый раз когда он оставался на кухне - молился о спасении. И чудо произошло. Как-то внезапно раздалась вспышка света и в ней появился всадник на белом, который впрочем не представился. Все произошло мгновенно. Всадник усадил юношу позади себя на коня как он был - с винным кувшином, который он готовил подавать (арабская версия - чай) и бокалом в руке. И в мгновение ока перевез к его к родителям... через море.

+
В ранних изображениях этого сюжета обычно не рисуется дракон, а рисуется море. Соединение произошло потом, просто потому что историю хотелось рассказать, а места на иконе, на которой и так всего изображено много - и мучения и драконы не было, вот так Георгий-юноша оказался радом со святы Георгием во время его схватки с драконом, хотя ни в одной версии легенды этого нету.

Но это что. Самое интересное, что сделали русские с этой историей... История-то про спасения мальчика занимательная очень, но никак не вписывалась в образ святого Георгия-Победоносца, который уже был установлен в русской мифологии. Так они приписали эту историю... святому Николаю, совсем выбросив Георгия из нее, хотя всю историю оставили как есть.

+ +
Ну это плагиат, господа, плагиат! Эта тот самый отрок, только вся история про Николая... Тут он возвращает сына Василия из плена неверных.

Хотя... и болгары ведь тоже не рассказывают, что это они убивали всех подряд и и воровали сексуально выглядевших подростков на потеху своим царям. В их версии это все арабы и византийцы. А это они бедные пострадали.
Не правда ли интересно как культ переворачивается на изнанку? Исторически и по оригинальному мифу мальчик крадется болгарами и Святой Георгий героически спасает его из пленения от болгар, но Болгары решили поменять свой образ (кому охота такое на себе иметь позорное имя) и все переиначили и... повсеместно насадили миф с противоположной идеей, хотя... мифа то болгарского и нет как бы, а только греческий или пафлагонский. Но зато изображений у болгар больше чем у кого бы то ни было.

А может это потомки и родственники спасенного - высокопоставленные византийцы после крушения Болгарии насадили им такой культ в отместку и назло? Что бы помнилось?
Хотите верьте - хотите сами разбирайтесь.
Tags: Георгий
Subscribe

  • Как стать ведущим блогером

    Написать дурацкий и запутанный пост на тему колготок для гимнасток и педофилию. Гарантия 100% все рейтинги ваши. Народ на такое сбегается как мухи…

  • Закат

    New photo by Andrey Barashkov photos.app.goo.gl

  • Эта русофобия...

    Дурамп: “The county has, for whatever reason, also refused to produce the network routers. We want the routers, Sonny, Wendy, we got to get those…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments